Иркутск:
+7 (3952) 488-200 Вам перезвонить?

Заказать

Грузооборот морских портов России (январь 2016 г.)

Январь для стивидоров в этом году выдался не таким успешным, как в прошлом. Грузооборот морских портов России за первый месяц 2016-го уменьшился на 2,8% по сравнению с аналогичным периодом прошлого года и составил 52,9 млн т, сообщили в Ассоциации морских торговых портов (АСОП). Объем переработки сухогрузов – 21,7 млн т (-3,8%), а наливных – 31,2 млн т (-2,1%)

Наибольшее падение показали такие грузы, как металлолом (-33,6%) и уголь (-11,6%). Однако выросла переработка минеральных удобрений – до 1,4 млн т (+13%), лесных грузов – до 0,5 млн т (+12,2%), цветных металлов – до 0,3 млн т (+19,7%) и рефгрузов – до 0,2 млн т (+26%).

Объем перевалки наливных грузов уменьшился в основном из-за снижения переработки нефтепродуктов – до 11,4 млн т (-9,8%). При этом на 3,3% (до 18,2 млн т) выросла перевалка сырой нефти и на 4,1% (до 1,2 млн т) – сжиженного газа.

Объемы переработки внешнеторговых грузов в начале текущего года продолжили снижение: экспорт – на 3,7% (до 43 млн т), а импорт – на 9,2% (до 2,2 млн т). В то же время увеличился объем транзитных (на 7,1%, до 4,2 млн т) и каботажных (на 1,8%, до 3,4 млн т) грузопотоков.

Порты Арктического и Каспийского бассейнов в январе 2016-го показали прибавку на 4,3 и 2% соответственно. В то время как объем перевалки в портах Балтийского бассейна уменьшился на 3,9%, Азово-Черноморского бассейна – на 4,8% и Дальневосточного – на 0,2%.

Морские порты Балтийского бассейна РФ в январе 2016 года сократили перевалку грузов до 18,4 млн т. В том числе перевалено 6,2 млн т (-8,6%) сухих грузов и 12,2 млн т (-1,2%) наливных.

Снижение объема грузов в порту Приморск относительно аналогичного периода прошлого года составило 6,2% (до 5,07 млн т), Санкт-Петербург – 9,6% (до 3,68 млн т), Высоцк – 10,5% (до 1,19 млн т), Калининград – 12% (до 1,03 млн т), Выборг – 2,1% (до 77,5 тыс. т). Перевалка в порту Усть-Луга возросла на 3,9% (до 7,3 млн т). Сегодня доля грузооборота порта Усть-Луга составляет 39,8% совокупного объема, Приморск – 27,6%, Санкт-Петербург – 20,1%.

На Дальнем Востоке в январе 2016 года было переработано 53 млн т грузов, в том числе 21,7 млн т (-3,8%) сухогрузов и 31,2 млн т (-2,1%) наливных.

Снизили перевалку компании порта Владивосток – на 6,7% (до 1 млн т), Зарубино – на 8,2% (до 4,1 тыс. т), Ванино – 12,8% (до 2 млн т), Советская Гавань – на 19,4% (до 34 тыс. т), Корсаков – на 4,3% (до 87 тыс. т), Шахтерск – почти в 3 раза (до 58 тыс. т), Холмск – практически в 2 раза (до 80 тыс. т), Пригородное – на 0,4% (до 1,5 млн т), Магадан – на 24,9% (до 58 тыс. т), Петропавловск-Камчатский – 34,5% (до 67 тыс. т).

Увеличили объем переработки грузов порт Ольга – на 59,6% (до 186 тыс. т), Посьет – на 6,2% (до 616 тыс. т), Находка – на 10% (до 1,7 млн т), Восточный – на 1,6% (до 5,2 млн т), Де-Кастри – на 24,9% (до 952 тыс. т), Невельск – на 86,9% (до 56 тыс. т).

Портами Азово-Черноморского бассейна за первый месяц текущего года было перевалено 17,5 млн т грузов. Из них сухогрузов – 6,2 млн т (+1,2%) и наливных – 11,2 млн т (-17,9%).

Главный порт Черного моря, Новороссийск, начал год не очень успешно – падение объемов по отношению к уровню 2015-го составило 1,1% (до 11 млн т). Практически на четверть снизилась перевалка сухих грузов. Почти в 7 раз сократился грузопоток порта Геленджик – до 5,3 тыс. т. Снижение перевалки в порту Туапсе составило 8,5% (до 2,2 млн т), Таганрог – 38,9% (до 165 тыс. т), Азов – 12,3% (до 312 тыс. т), Тамань – 27% (до 703 тыс. т), Темрюк – 20,8% (до 185 тыс. т), Кавказ – 12,2% (до 1,3 млн т), Севастополь – 17% (до 48 тыс. т). В 20 раз снизил объемы переработки грузов Ялтинский порт и в 2 раза – порт Евпатория.

За первый месяц года нарастить объем перевалки удалось стивидорам порта Ростов-на-Дону – на 10,2% (до 664 тыс. т), Ейск – 5,2% (до 263 тыс. т), Керчь – 8,3% (до 519 тыс. т) и Феодосия – практически в 5 раз (до 34 тыс. т).

По словам директора по направлению аналитика и логистика компании «Морстройтехнология» Александра Головизнина, сегодня маршруты и рынки остаются практически неизменными. «Наступило некоторое отрезвление по поводу восточного экспорта. В Китае серьезные проблемы. Чем это закончится для наших экспортеров, боюсь, пока рано говорить», – полагает он.

В целом же эксперты отмечают, что и кризис, и санкции сказались на отрасли, но не драматично. «Компаниям пришлось осваивать новые направления, расширять географию присутствия, интенсивно искать новых партнеров, вносить изменения в маркетинговую политику, оптимизировать затраты, экономить так, чтобы суметь удерживать уровень должного качества», – комментирует генеральный директор ООО «Новотранс Юг» Михаил Розенфельд.

По мнению директора по продажам TMBC Logistics Ltd Александра Булыгина, 2016 год будет сложным и ключевым трендом станет наращивание экспорта. «Южные порты могут иметь приращения объемов за счет экспорта в 2016-м на фоне снижения объемов импорта. Однако важно учитывать предел мощностей порта Новороссийск, который сейчас вышел в лидеры по объему обработки в РФ», – комментирует эксперт.

Также, по мнению участников рынка, нарастить объемы именно экспортных грузов могут порты Дальнего Востока. Об этом свидетельствует и статистика за первый месяц 2016 года. В случае осложнения экономической ситуации, по словам отраслевых аналитиков, в текущем году тяжелее всего придется портам Балтики. К тому же конкуренцию в данном бассейне дополнительно усилит новая гавань – Бронка. Однако о том, хватит ли всем портам грузов, судить пока рано.