Иркутск:
+7 (3952) 488-200 Вам перезвонить?

Заказать

Тариф РЖД: рекордный негатив

В сравнении с предыдущим периодом критерий исследования «стоимость услуг ОАО «РЖД» в II квартале 2022 года составил всего 40 баллов по 100-балльной шкале, уменьшившись сразу на 10 пунктов.

Тариф РЖД: рекордный негатив

В II квартале большинство грузовладельцев снизили свои оценки по данному критерию, а кто-то и вовсе поставил 0 баллов. «У РЖД неправильная тарифная политика. Это вопиющий рост, – возмущается один из отправителей. – Перевозчик пошел по самому легкому пути, просто повысив маржинальность своих услуг. А надо было зарабатывать больше за счет увеличения их объема». Кроме того, грузовладельцы хотели бы четко понимать, на что пойдут доходы в связи с повышением цен, но пока ценообразование непрозрачно. Большая нагрузка легла на тех, у кого грузы третьего тарифного класса идут не составами, а повагонными отправками. «Отправок и направлений у нас много, но практически все повагонные, – делится респондент. – И потом непонятно, зачем 10 лет планировали-планировали, а теперь все планы побоку? В следующий раз за что еще накрутят?»

Кроме того, трансформация логистики очень сильно повлияла на экономику промышленных предприятий. «У нас на 90% изменились логистические схемы поставок на экспорт. Если раньше прежде всего грузили в ЕС, то теперь везем через Восточный полигон, – рассказывает один из отправителей. – Пробовали в Новороссийск (на ОЖД была предложена схема перевозки бумаги в крытых вагонах вместо контейнеров через данный порт). Однако сквозные ставки при мультимодальных цепочках получаются слишком высокими. В том числе тяжело с железнодорожной составляющей, где значительная часть – тариф перевозчика. Если к этому накручиваются еще и сумасшедшие мультимодальные ставки, то получается совсем невыгодно».

Лишь немногие из лично опрошенных респондентов с пониманием отнеслись к причинам повышения тарифов перевозчика. «В принципе, нас все устраивает. Не от хорошей жизни данное решение. У РЖД должны быть средства для того, чтобы перевозить грузы. Кроме того, повышение тарифа идет в русле общей инфляции в стране. Своего рода балансировка», – сказал позитивно настроенный грузовладелец. «Главное, чтобы не начали в дальнейшем перекраивать те принципы, которые уже устоялись. Об этом надо объявлять заранее. Пока в этом плане вроде бы все предсказуемо. И оценка – 100 баллов», – добавил другой.

Собственно, выгоду получили только щебеночники, так как стройгрузы вывели из-под действия новой надбавки к тарифу. Поэтому II квартал стал для них, как выразился представитель одного из карьеров, «самым насыщенным и интересным в плане бизнеса». Ситуация кардинально поменялась в лучшую сторону. «Стоит отметить, что все больше потребителей щебня сейчас смотрят в сторону железной дороги. Безусловно, это связано и с тем, что стоимость автоперевозок тоже выросла», – говорит владелец строительных грузов. Правда, оптимизм все-таки несколько сдержанный, так как и производители щебня, и трейдеры по опыту знают, что обстановка может быстро развернуться в обратную сторону – и период роста ставок, нехватки полувагонов вновь повторится. Собственно, участники рынка не уверены и в том, что рост тарифов перевозчика остановится на 11%.

Индекс качества – ежеквартальное исследование журнала РЖД-Партнер по оценке потребителями качества продуктов и услуг, ценовой политики, дополнительных сервисов и специальных предложений на рынке грузоперевозок магистральным железнодорожным транспортом. Распространяется среди подписчиков журнала РЖД-Партнер, в том числе руководителей ОАО «РЖД», отраслевых ассоциаций, органов государственной власти.

@www.rzd-partner.ru